Ижевская и Удмуртская епархия Русской Православной Церкви

День Всех Святых, в земле Российской просиявших

3 июля во второе воскресение по Пятидесятнице Русская Православная церковь празднует День всех святых, в20160703_105413 земле Российской просиявших.  В нашем храме  в этот день была отслужена Божественная Литургия. Всю службу рядом с иконой Воскресения находилась маленькая иконка, на которой изображен Крест и надпись «Русская Голгофа Бутово». Как потом батюшка рассказал на проповеди, внутри этой иконки находится земля с Бутовского полигона, на котором тысячи людей пострадали за Христа.

Очень символично, что именно в этот воскресный день прихожане приложились к этой иконе, т.к. история праздника Всех святых в земле Российской просиявших тесно связана с событиями, происходившими в нашей стране в 20 веке.

Идея со­бор­но­го празд­но­ва­ния па­мя­ти русских свя­тых по­яви­лась в сер. XVI в., по­сле про­слав­ле­ния сон­ма русских свя­тых на Мос­ков­ских Со­бо­рах 1547 и 1549 гг. Пер­вая служ­ба в честь «но­вых рос­сий­ских чу­до­твор­цев» бы­ла состав­ле­на Гри­го­ри­ем, ино­ком суз­даль­ско­го Спа­со-Ев­фи­ми­е­ва монастыря.

Вследствие реформ Никона, это празд­но­ва­ние со­хра­ня­ет­ся толь­ко в старообряд­че­ской сре­де.

Лишь на Поместном Соборе Русской Церкви 1917-1918 гг. праздник был восстановлен. Заслуга восстановления и последующего почитания дня памяти Всех русских святых главным образом принадлежит профессору Петроградского университета Борису Александровичу Тураеву и иеромонаху Владимирского Рождественского монастыря Афанасию (Сахарову).

[caption id="attachment_1624" align="alignright" width="249"]250px-Brockhaus_and_Efron_Encyclopedic_Dictionary_B82_55-4 Борис Александрович Тураев[/caption]

Первый, 15 марта 1918 г., на заседании Отдела о богослужении, проповедничестве и храме, представил Собору доклад, в котором, в частности, замечал, что "в наше скорбное время, когда единая Русь стала разорванной, когда нашим грешным поколением попраны плоды подвигов святых, трудившихся и в пещерах Киева, и в Москве, и в Фиваиде Севера, и в Западной России над созданием единой Православной Русской Церкви, представлялось бы благовременным восстановить этот забытый праздник, да напоминает он нам и нашим отторженным братьям из рода в род о Единой Православной Русской Церкви и да будет он малой данью нашего грешного поколения и малым искуплением нашего греха".

[caption id="attachment_1625" align="alignleft" width="200"]30077.p Иеромонах Афанасий (Сахаров). 1913 г.[/caption]

Одобренный отделом доклад Тураева 20 августа 1918 г. был рассмотрен Собором, и наконец, 26 августа, в день тезоименитства Святейшего Патриарха Тихона, было принято историческое постановление:

"1. Восстанавливается существовавшее в Русской Церкви празднование дня памяти Всех святых русских. 2. Празднование это совершается в первое воскресенье Петровского поста".

 Установление этого праздника на роковой исторической грани между концом Святой Руси и началом богоборческого Советского Государства – имело глубочайший религиозный и национальный смысл.

Перед страшной опасностью духовной смерти Русского народа, Православная Церковь установлением этого праздника обратила внимание всех истинно православных русских людей на единственную непреоборимую вечную нашу защиту– Собор всех его святых!

В день этого праздника Православная Церковь неотступно обращается ко всем русским святым и молит их о помощи русскому народу. И святые – помогают!

Помогают нам и новомученики ХХ века. «Многие из этих последних уже широко известны всему христианскому миру, но иные никому, кроме Бога, не известны, ибо совершали свои подвиги невидимо для мира... Россия, обильно политая кровью и слезами невинно замученных в безчисленных концлагерях, рассеянных на безпредельных пространствах, – омывает все свои грехи и таинственно-чудно становится постепенно снова Святой Русью!.. А новомученики и исповедники Российские вместе с Собором всех русских святых «о нас бо молят вcu купно Превечного Бога»